Вице-президенты СРСО организовали совместное заседание комитета «Опоры России»
Вчера, 21 апреля 2022 года, состоялось совместное заседание комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по комплексному развитию территорий и формированию комфортной городской среды, Всероссийского центра национальной строительной политики и АО «ДОМ.РФ» по предоставлению федеральных земельных участков. В мероприятии приняли участие вице-президенты Союза развития строительной отрасли Александр Моор и Сергей Коломенский, а также первый вице-президент СРСО Андрей Руль.
Заседание прошло в очно-заочном формате с помощью платформы Jazz by Sber. С приветственным словом выступили представители Министерства строительства Оренбургской области, директор по продвижению и предоставлению земельных участков АО «ДОМ.РФ» Николай Сарокваша и вице-президент СРСО, член Президиума Правления, председатель комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по комплексному развитию территорий и формированию комфортной городской среды Александр Моор.
Во время заседания на примере г. Оренбурга обсудили реализацию членами комитета пилотных проектов комплексного развития территорий в регионах Российской Федерации. Презентация земельных участков, подготовленных для целей жилищного строительства путем проведения открытых торгов с видом реализации – аренда «за долю».
Представители АО «ДОМ.РФ» рассказали о возможностях взаимодействия по использованию земельных участков, в рамках реализации проектов комплексного развития территорий: вовлечение неиспользуемых участков, находящихся в федеральной собственности для жилищного или инфраструктурного строительства по механизмам, предусмотренным 161-ФЗ (на примере Московской области, Хабаровского края, Республики Мордовия).
Кроме того, рассмотрели механизмы финансирования жилищного строительства АО «ДОМ.РФ» для участия в реализации проектов комплексного развития территорий в регионах Российской Федерации.
Напомним, что 23 декабря 2020 г. в 3 чтении принят закон, предусматривающий универсальных механизм обновления городских территорий, расселения и «ветхого жилья» аварийного жилья. Несмотря на ускоренную реализацию существующей программы и выделение дополнительных 50 млрд рублей, начиная с момента начала реализации программы уже дополнительно признано аварийным порядка 7,6 млн м2.
К 2030 г. объем аварийного жилищного фонда может достичь 30,2 млн м2, в которых будет проживать порядка 6-8 млн человек. Кроме того, по данным Росстата за 2019 год, в стране порядка 101 млн м2 жилья, которое имеет износ более 65%. Таким образом, потенциальная стоимость расселения жилья, которое будет признано аварийным только до 2030 г., составляет порядка 2,3 трлн рублей.
При этом источник финансирования, который мог бы покрыть такие затраты, отсутствует и вся нагрузка ляжет на бюджет. Средства, которые собираются гражданами на капитальный ремонт домов, не позволят решить проблему аварийности дома, так как в большинстве случаев необходима полная реконструкция дома. Нельзя допустить усугубление проблемы аварийного жилья. Необходимо предоставить регионам четкие механизмы, по которым они смогут вести дальнейшую работу по расселению аварийного жилья и жилья, приближенного к аварийному.
Законопроект предусматривает:
1) единый механизм комплексного развития территорий для 4 видов застройки (жилая застройка, нежилая застройка, незастроенные территории и КРТ по инициативе правообладателей);
2) гарантии по обеспечению жилищных прав граждан при осуществлении комплексной застройки (выплата равноценного возмещения в соответствии с Жилищным кодексом РФ либо предоставление другого жилого помещения с зачетом его стоимости);
3) право Правительства РФ, субъектов РФ предусмотреть дополнительные гарантии, в том числе предоставление равнозначного жилого помещения предусмотрены, иные меры поддержки (льготная ипотека и т.д.);
4) учет мнения жителей как на стадии включения дома в решение о КРТ, так и при проведении публичных слушаний по градостроительной документации;
5) проведение общих собраний (проголосовать "за" включение дома в границы КРТ должны 2/3 от общего числа собственников жилых помещений и граждан, которым помещения предоставлены по договору социального найма);
6) возможность привлечения внебюджетных источников для комплексной застройки;
7) комплексное обновление городской среды и улучшение жилищных условий граждан.
В целом, законопроект дает мультипликативный эффект: граждане получат новое и качественное жилье, благодаря комплексной застройке изменится облик городов, появятся новые рабочие места, будет достигнут огромный вклад в достижение национальных целей.